В начале марта, все четыре дня, включая и Международный женский, бурлила в «Крокус-Экспо» 21-я Олдтаймер-Галерея Ильи Сорокина. Такого собрания высокой автомобильной классики Москва не видела давно! На стендах можно было встретить не только Cadillac о 16 цилиндрах, такие и прежде неоднократно здесь «засвечивались» – чаще, между нами говоря, совсем не аутентичные, – но и столетней давности одноцилиндровую модель этой же американской марки. Да и такие уникумы для здешних мест, как Isotta-Fraschini, Voisin или Hispano-Suiza, порадовали сердца многих зрителей.
Британское автомобилестроение представляли машины исключительно послевоенные; среди таковых были два автомобиля Rolls-Royce Silver Cloud, парочка Jaguar серии ХК и одинокий Sunbeam-Talbot «родом» из тех же пятидесятых, все в отменном состоянии и в превосходном, если можно так выразиться, расположении духа.
Через проход от всего этого великолепия располагалась центральная экспозиция нынешней Галереи, посвященная на этот раз «отечественному автоспорту» – опять-таки целиком послевоенному, советскому. По названиям спортивных автомобилей («Киев», «Харьков», «Эстония».) можно было изучать географию распавшейся империи. Многие из представленных экспонатов дошли до нас сохранившимися лишь фрагментарно,-однако попадались и очень прилично отреставрированные экземпляры.
Jaguar из Прибалтики, готовый ринуться в бой. Прошедший реставрацию гонщик и только ожидающий ее ЗИЛ-111В. Персональный ЗИМ знаменитого радиоконструктора Расплетина. Киев-Спорт от КБ О. К. Антонова. Hispano-Suiza (кузов Бальтазара Фиоли). Isotta-Fraschini Tipo 8 А (кузов Чезаре Сала). Полку наших читателей прибыло! Я – Як-истребитель… мир вашему дому!». Стенд Музея техники Вадима Задорожного.
Порою складывалось впечатление, что экспозиция комплектовалась в точном соответствии с принципом библейского Ноя: всякой твари по паре. В разных углах зала можно было встретить не только два Rolls Royce, но и дуэт Mercedes-Benz 300 (причем оба раннего образца, до 1957 года выпуска), и пару не менее величественных ЗиС-110 из той же эпохи, и даже два микроавтобуса ЗИЛ-118К, Юность». Обе «Чайки» ГАЗ-13 стояли бок о бок на одном и том же стенде: одна белая и уже вроде как отреставрированная, а другая, как это принято называть, «в черном кузове»: некрашеная, без двигателя и салона. Увы, в России еще немало «коллекционеров», которым историческая правда и аутентичность реставрации безразличны совершенно: такие не моргнув глазом велят выкрасить свое авто каким-нибудь блескучим металликом, салон обить бархатом или мерейчатой кожей взамен нормального габардина, а под капот пристроить современный тойотовский движок. Ясное дело, ни один сколько-нибудь серьезный конкурс машину в таком виде на пушечный выстрел не подпустит, но делать нечего: хозяин – барин. Та белая Чайка носила на себе следы подобного подхода в виде позолоченных дверных ручек и колесных колпаков; еще несколько подобным же образом «улучшенных» изделий ГАЗ можно было встретить и в других местах выставки, но, по счастью, они на общем фоне не слишком бросались в глаза.
Доморощенный «Конкурс элегантности», который проводился на третий день работы Олдтаймер-Галереи, многих удивил. Понятное дело, что фотообои и зеленая пластмассовая травка – отнюдь не живые пейзаж и газон возле озера Комо. Но так ведь и судейство местное – до жути странное, если не сказать прямее. Гран-при и за-одно первое место в категории «ностальгия» жюри уверенно присудило не итало-французским автомобильным сокровищам, доселе в Москве невиданным, а… фольксвагеновскому микроавтобусу Samba, экспонировавшемуся прямо вместе с жилым прицепом. Восхитительная лиловая 1931 Isotta-Fraschini с кузовом работы именитейшего мастера Чезаре Сала вынуждена была удовольствоваться всего лишь первым местом в категории «классика», но зато получила приз зрительских симпатий. Что, вообще говоря, и неудивительно: более эффектной машины не сыскать было во всей экспозиции. Категорию «шедевр» вполне предсказуемо завоевал 16-цилиндровый Cadillac 1930 года выпуска с открытым кузовом ателье Fleetwood, в номинации «легенда» первым стал величественный таун-кар 1916 Hispano-Suiza, а победителем в категории «стиль» был признан один из двух сто десятых ЗиСов. В общем, призы вручили всем, чтобы никто не обижался. А то не ровен час перестанут хозяева машины свои коллекционные давать, что тогда народу показывать – «Чайки» позолоченные?
ИЛЬЯ СОРОКИН Организатор Галереи
Что стало главным событием выставки?
Экспозицию «Легенды советского автоспорта» посетили гонщики- ветераны: это было трогательно и невероятно оптимистично.
Какой автомобиль запомнился больше других?
«Румынский» ЗИЛ-111 из коллекции Симонова. Буду с нетерпением ждать окончания реставрации машины.
Какова будет тема осенней выставки?
Автомобили-киногерои.
Ваш любимый олдтаймер?
«Руссо-Балт»! Это «наше всё».
Лучшая мировая выставка классических авто?
Из тех трех десятков, на которых довелось побывать, самая представительная, самая признанная, самая успешная, а значит, и самая лучшая – «Технокпассика» в Эссене.